Как часто
начинающий пользователь, путешествуя по Интернету, встречает
незнакомые слова! И вот еще одно - "юзабилити"... Давайте же
разберемся, что это такое и для чего служит. Тем более, что любой
дизайнер обязательно должен знать это.
Если говорить сухим языком, то юзабилити - это мера качества
пользовательского опыта, приобретенного при взаимодействии с
продуктом или системой, например, веб-сайтом, программным
приложением и т.п. Как вам, понятно? Я думаю, что пока смутно...
Если сказать проще, то юзабилити - это мера "дружелюбности" сайта,
интерфейса программы и.т.п. Эта наука помогает сделать систему более
понятной и естественной для пользователя. Если рассматривать это
относительно сайта, то это значит, что пользователь, зайдя на сайт,
не должен испытывать затруднений при работе: все должно быть понятно
с первого взгляда, логично, продуманно, функционально. Т.е юзабилити
- комбинация факторов, оказывающих влияние на восприятие
пользователем системы.
Юзабилити рассматривает такие факторы как:
- Простота обучения: Насколько быстро пользователь
сможет освоить выполнение простых задач, если до этого он никогда не
видел интерфейс системы?
- Эффективность использования: После того, как
пользователь научился пользоваться системой, насколько быстро он
сможет выполнять задачи?
- Запоминаемость: Если пользователь работал ранее с
системой, сколько он смог запомнить и не придется ли ему изучать
систему снова?
- Количество и серьезность ошибок: Как часто
пользователь ошибается при работе с системой, насколько серьезны эти
ошибки и как их исправить?
- Субъективное удовлетворение: В какой мере
пользователю нравится работать с системой?
А
так ли это важно?
Вспомните, сколько раз вы не смогли найти нужную информацию в вебе?
Даже если нашли то, что нужно, сколько потратили на это времени и
сколько испытали трудностей. Так вот, по статистике, 60%
пользователей не могут быстро и без затруднений найти необходимые
данные в Интернете! Одной из причин этому, является несоблюдение
правил юзабилити. Это все ведет к потере времени и снижению
производительности труда.
Forrester Research получил некоторую цифры, которые показывают,
сколько теряют компании из-за плохого юзабилити сайтов. Интернет-магазины теряют порядка 50% покупателей, которые не могут
найти нужный товар. Около 40% пользователей не возвращаются на сайт,
с которым имели негативный опыт работы.
Якоб Нильсен говорит: "Изучение поведения пользователей в вебе
показывает, что они плохо воспринимают медленные сайты и сайты со
сложным дизайном. Люди не хотят ждать. Также они не хотят изучать,
как пользоваться домашней страницей. Не существует таких вещей, как
обучение веб-сайту или инструкция по веб-сайту. Люди хотят ухватить
функциональность сайта сразу же после беглого сканирования страницы,
то есть за несколько секунд".
Да что там цифры! Вот вы сами вспомните, как часто зайдя на сайт,
просто диву даешься: "Куда это я попал???" Часто дизайнеры, в погоне
за "креативностью" и "новизной дизайна", совершенно забывают о
пользователе... Именно поэтому, зайдя иногда на сайт, приходиться
чуть ли не help читать, чтобы врубиться: "На какую же пимпочку надо
ткнуть, чтобы открылась эта гостевуха???" (Кстати, разработка кнопок
для сайта это отдельный разговор). Поэтому, если у вас уже есть
собственный сайт, не поленитесь, и протестируйте юзабилити вашего
сайта!
Тестируем юзабилити.
Тестирование - это неотъемлемая часть процесса разработки юзабилити.
В типичном тесте "подопытный" пользователь проводит какой-то
стандартный набор задач с помощью прототипа разрабатываемой системы.
В это время наблюдатель записывает все действия пользователя,
отмечает что он говорит (иногда он ТАКОЕ говорит!!! Особенно в адрес
разработчика прототипа ;-)), какие и в чем испытывает трудности.
Обычно, для достоверности, тестируют систему несколько пользователей
независимо друг от друга. После этого, все полученные данные
анализируются, обрабатываются и делаются выводы о необходимых
изменениях. Таким образом, тестирование может включать сбор таких
данных, как последовательность действий пользователя для достижения
задачи, ошибки, которые делают пользователи, когда и где у
пользователей возникали трудности, насколько быстро пользователи
выполняют задачи и насколько им нравиться использовать продукт.
Целью большинства тестов является обнаружение любых проблем, которые
могут возникать у пользователя, чтобы впоследствии их решить.
Как разработать сайт с хорошим юзабилити?
Начало — планируем веб-сайт
Для начала надо понять:
- Зачем вы разрабатываете сайт
- Кто должен посещать ваш сайт
- Когда и зачем эти люди могут посещать сайт.
Отвечая на эти вопросы, вы определите цели сайта. Конкретные цели
зависят от вашей организации и аудитории сайта.
Кроме того,
вы должны подумать о целях
юзабилити сайта. Общие цели говорят о том, что сайт
должен быть:
- Простым в обучении
- Эффективным в использовании
- Легким для запоминания при последующих посещениях
- Удовлетворяющим пользователя
Все цели юзабилити важны для большинства сайтов, но вы можете
выделить и другие для различных ситуаций и аудиторий.
Собираем данные от пользователей
Так как дизайн базируется на потребностях пользователей, надо
собрать данные от этих потребностях и о том, насколько существующий веб-сайт (если он есть) удовлетворяет этим потребностям. Существует
несколько способов сбора данных, включая формы обратной связи, логи
сервера и тестирование юзабилити существующего сайта.
Разрабатываем прототип
Для пользователя проще взаимодействовать с реальным существующим
примером, чем рассуждать, что будет работать лучше всего. Полезные
результаты могут быть получены с помощью прототипа сайта, который
имеет минимум контента и вообще не имеет графики. Такой простой
прототип подходит для первого цикла тестов. Прототип можно
использовать для вытягивания у пользователей комментариев, и
определения способности прототипа выполнять требуемые задачи.
Прототипы можно делать на бумаге, в HTML или с помощью специальных
средств, таких как MSVisio.
Собираем, пишем и изменяем контент
Вы должны размещать тот контент, который нужен пользователям сайта.
Если у вас есть гора информации, посмотрите, что из нее может быть
полезно и понятно пользователям. Чтение с экрана компьютера
медленнее, чем чтение с бумаги, многие люди хотят быстро
просканировать информацию и прочитать только некоторые маленькие
кусочки. Если ваша информация разбита на длинные параграфы, надо
разбить ее на маленькие кусочки с подзаголовками. Выкиньте из текста
необязательные слова, используйте списки и таблицы, чтобы
пользователи могли быстро найти нужную информацию.
Ну и, наконец,
проводим тестирование.
Как это делать смотрите выше.
Ну вот мы и покончили с основами. В следующий раз мы поговорим об
основных правилах и тонкостях юзабилити на реальных примерах. А пока
все, удачи!
|